Skip Navigation LinksГлавная > Новости кредитования > Уровень ставок тормозит спрос на кредиты

Уровень ставок тормозит спрос на кредиты

29.06.2016

Каждый пятый заемщик сегодня платит по кредиту больше 30% семейного дохода. Таковы результаты опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) по заказу минфина. Просрочки кредитных платежей допускают 28%. Столько же имеют незакрытый кредит сегодня, а в целом за последние пять лет кредит брали 45% россиян. Чаще всего это кредит наличными (12%), кредитная карта (7%) и потребительский кредит (6%).

Российские банки прогнозируют повышение спроса на розничные кредиты во втором-третьем кварталах 2016 года, отмечается в бюллетене ЦБ. Оптимистичные ожидания связаны со снижением ставок по кредитам, прежде всего это касается потребительского и ипотечного кредитования. Также в этих сегментах возможно смягчение требований к обеспечению и расширение спектра кредитных программ.

По оценкам НАФИ, по итогам 1-го квартала 2016 года объем предоставленных розничных кредитов вырос на 20% (год к году), наиболее высокие темпа роста выдач наблюдались в ипотечном кредитовании и автокредитовании (примерно по 50%). Эксперты связывают это с продлением программ господдержки сегментов до конца 2016 года.

"Многие банки сейчас активно смотрят в сторону ипотеки, разрабатывая и предлагая рынку собственные программы или выступая банками-агентами, - рассказала управляющий Санкт-Петербургским филиалом РОСГОССТРАХ БАНКА Елена Верёвочкина. - При этом, безусловно, основной объем ипотечных кредитов приходится на первичный рынок с участием государственной программы субсидирования ставок. Потребительские кредиты наличными внешним клиентам выдаются сейчас преимущественно с твердым залогом". В то же время, по ее словам, клиенты с положительной кредитной историей в банке могут получить беззалоговый потребительский кредит по более лояльной ставке. Помимо этого, банки продолжают активно работать с карточными портфелями, предоставляя или увеличивая кредитные лимиты все большему числу держателей карт - как зарплатных, так и рыночных.

Что касается спроса на кредиты со стороны населения, до докризисного уровня ему далеко. Как отметил аналитик банка "Хоум Кредит" Станислав Дужинский, по данным Росстата, сокращение реальных зарплат в этом году продолжается, хотя по сравнению с прошлогодней динамикой темпы снижения существенно замедлились. За период с начала года по апрель снижение составило 0,9%. Год назад этот показатель упал на 9,2%. "В таких условиях население по-прежнему отдает предпочтение сбережению, на розничную торговлю и потребительское кредитование действуют значительные ограничения со стороны спроса. В этом году мы отмечаем восстановление интереса только в сегменте POS-кредитования. Эти кредиты характеризуются небольшими суммами, которые делают их доступными для населения", - сказал он, добавив, что благодаря целевому использованию и высокой оборачиваемости риски в POS-сегменте значительно ниже по сравнению с другими видами розничных кредитов. Это позволяет нивелировать ограничения со стороны банковского предложения, которые по-прежнему актуальны для нецелевых кредитов наличными и кредитных карт.

Те, кто все-таки рискует брать кредиты, стали занимать у банков больше. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), за год средний размер потребительского кредита увеличился на четверть. В мае 2016 года он составил 155,2 тыс. руб., в лидерах роста - регионы Дальнего Востока, а вот в Москве и Санкт-Петербурге средний размер потребительского кредита, наоборот, упал на 20 и 25% соответственно.

"Помимо инфляции, приведшей к удорожанию товаров и услуг, приобретаемых в кредит, на рост среднего размера кредита оказало влияние значительное улучшение процедуры управления кредитными рисками со стороны банков, - пояснил генеральный директор НБКИ Александр Викулин. - При этом в разных регионах это привело к разным результатам. Так, если в наиболее "проблемных" из них увеличение среднего размера кредита происходило на фоне серьезного снижения количества заемщиков, то в относительно стабильных регионах это сокращение было не столь масштабным, и здесь средний размер кредита, наоборот, снижался".

По данным ЦБ, средневзвешенная ставка по розничным кредитам на срок до года уменьшилась с 24,29% в марте 2016-го до 21,79% годовых в апреле, на срок свыше года - с 18,21% до 17,81%. По мнению Елены Верёвочкиной, сегодня есть предпосылки к снижению ставок по розничным кредитам, даже без привязки к ключевой ставке ЦБ, которая была снижена в июне до 10,5%. С момента предыдущего понижения ключевой ставки в августе 2015 года ставки по кредитам снизились приблизительно на 2,5% годовых, отметила эксперт. Однако средний уровень ставок тем не менее все еще высок для возобновления спроса на кредиты со стороны населения, а неопределенность в экономике по-прежнему сохраняется. "Тот факт,что ЦБ снизил ставку, говорит нам о том, что ставки пойдут вниз и дальше. Однако это не означает,что банки сейчас начнут раздавать деньги направо и налево, - пояснила эксперт. - Ставка для рынка - это не только стоимость ресурсов, но и в первую очередь уровень риска. А риск в системе накопился существенный, просрочка растет. На наш взгляд, ставки, скорее всего, чуть с запозданием, но продемонстрируют снижение - на 1-1,5% до конца года".

Качество розничного кредитного портфеля действительно вызывает опасения экспертов. По данным НАФИ, проблемы с обслуживанием ранее выданных кредитов испытывают крупнейшие розничные банки. По итогам 1-го квартала 2016 года ряд розничных монолайнеров оказались убыточными из-за возросших отчислений в резервы на возможные потери по ссудам. Большинство крупнейших банков, кредитующих население, за первые три месяца года показали рост уровня просроченной задолженности на балансе. На 01.04 доля просрочки в розничном портфеле составила 8,5%, наибольший уровень - в необеспеченной рознице (11-12%), наименьший - в залоговой (автокредитование 5%, ипотека 1,7%).

Комментарии Ваши комментарии и вопросы (0)
 
 
Комментариев пока нет

Последние отзывы о кредитах

Открытие Татьяна, Красноярск, 11.07.2016
Не всегда получается платить ежемесячный платёж во время, но, тем не менее, спустя непродолжительное время всё выплачивала, включая пени. Никаких длительных просрочек не было никогда. В очередной раз не заплатила вовремя, мне позвонила сотрудница бан...
Отзыв полезен? Да 8 / Нет 1